Рабочая программа по обучению русскому языку
Описание образовательной программы
Пояснительная записка……………………………………………………….…………….2
Основные задачи речевого развития……………………………………………………5…
Перечень УМК по обучению детей
двум государственным языкам……………………7
Структура
занятия………………………………………………………………………......8
Содержание психолого-педагогической
работы по освоению образовательных
областей «Социально-коммуникативное
развитие», «Речевое развитие»………….....9..
Возрастные особенности в речевом развитии детей старшей группы …………………10.
Примерное распределение тематического материала по обучению русскому языку
детей
5-7 лет……………………………………………………………................................13
Комплексно-тематическое
планирование в старшей группе……………………………20.
Задания
для проверки усвоения учебного материала по русскому языку в старшей
группе на начало учебного года
………………………………………………………......50
Задания
для проверки усвоения учебного материала по русскому языку в старшей
группе на конец учебного года
……………………………………………………………61
Работа
с родителями…………………………………………………………………………62.
Примерные
диагностические задания для определения уровня усвоения дошкольни-
ками русского
языка как второго………………………………………………………...............63..
Литература
…………………………………………………………………………….……...71
Пояснительная
записка:
Рабочая
программа составлена на базе со следующими нормативными документами:
*Программа по
обучению русскому языку. Издательство «Магариф», 2009 г.
*Двуязычный детский сад- Программа и
основные условия её реализации. Центр инноваций в педагогике. Москва, 1996г.
*Русский язык
для старших групп национальных детских садов РСФСР. Министерство просвещения
РСФСР.1987г.
* Новый Федеральный Закон об
образовании в Российской Федерации № 273 – Ф 3,
2013 г.;
* Типовое положение о
дошкольном образовательном учреждении. Постановление
Правительства Российской Федерации от 27.10.2011 г. № 2562;
* Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655
«Федеральные
государственные требования к структуре основной общеобразовательной
программы
дошкольного образования»;
* СанПиН 2.4.1.3049.-13
«Санитарно-гигиенические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций». – 2013 г.
* Основная общеобразовательная
программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под. Редакцией Вераксы.
*Приказ Министерства образования и науки Рд от 17.11.2010 г. СЭД –
26-01-21-164
«О разработке основной общеобразовательной программе дошкольного образования»;
* Региональная программа дошкольного образования.
* Программа по обучению русскому языку
*Русский язык для
старших групп национальных детских садов РСФСР. Министерство просвещения
РСФСР.1987г.
*Методическое
пособие по обучению русскому языку детей дошкольного возраста. Изучаем русский
язык.
В современных условиях развития
общества русский язык становится обязательным компонентом обучения не только в
школе, но и в национальных дошкольных образовательных учреждениях. Раннее
обучение русскому языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать
интерес к языковому и культурному многообразию республики Дагестан и России.,
уважение к языку и культуре русского народа, способствует развитию коммуникативно-речевого такта.
Русский язык является
вторым для маленьких граждан Дагестана, родившихся в семьях, где основным
языком является не русский, а какой-нибудь другой, например, аварский язык.
Одним из важных
аспектов обучения и воспитания нерусских детей, подготовки их к обучению в
школе является приобщение их к русскому языку, к русской культуре.
Основной задачей
изучения русского языка является формирование первоначальных умений и навыков
практического владения русским языком в устной форме.
В процессе обучения
дети должны научиться воспринимать и понимать русскую речь на слух и говорить
по-русски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов, грамматических
форм, синтаксических конструкций и несложных образцов связной речи.
Занятия по обучению
русскому языку являются органической частью воспитательно-образовательной
работы, осуществляемой в детском саду и активно содействует решению задач
нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания дошкольников.
В старшей группе занятия по обучению русскому языку
проводятся по 2 раза в неделю.
По окончании обучения дети должны:
- в аудировании:
понимать и выполнять просьбы воспитателя, относящиеся к ведению занятий,
организация различных форм игровой и обслуживающей деятельности в соответствии
с тематикой речевых ситуаций определенных для каждого возраста, а также
понимать на слух речь воспитателя в учебно-игровых ситуациях;
- в говорении: уметь
отвечать на вопросы, формировать просьбы, обращаться к воспитателю и своим
товарищам в пределах примерных ситуаций общения, а также уметь высказываться в
соответствии с игровой ситуацией в объеме 1-2 фраз, уметь использовать
считалки, рифмовки, уметь составить простой рассказ, знать потешки, стихотворения,
песни.
Уникальная
предрасположенность к речи (а зоной наибольшего благоприятствования в овладении
вторым языком является период от 4 до 8-9 лет), пластичность природного
механизма усвоения речи, дает ребенку возможность при соответствующих условиях
успешно овладеть вторым языком.
Эффективность процесса
обучения русскому языку определяется тем, насколько последовательно реализуются
его основные закономерности:
- весь курс обучения
русскому языку должен быть сориентирован не только на формирование практических
навыков и умений, но и на более полную реализацию
воспитательно-образовательного развивающего потенциала русского языка. Поэтому
уже на 1 году обучения детям предлагаются материал и задания, способствующие
развитию воображения, воспитанию навыков культуры;
- в процессе обучения
русскому языку важно научить ребенка сопереживать, жалеть, сочувствовать,
понимать, помогать. Поэтому во многих ситуациях, моделируемых с помощью
настоящего пособия дети должны, например, помочь сказочным героям, друг другу,
т.е. они ставятся в условие выбора положительного морального действия;
- процесс обучения
русскому языку в детском саду характеризуется коммуникативной направленностью.
Усиление коммуникативной направленности обучения осуществляется за счет ведения
сказочных персонажей, использования ролевых игр.
Процесс обучения
русскому языку в детском саду представляет собой совместную деятельность
воспитателя и детей. Задача воспитателя:
- сделать все
возможное, чтобы заинтересовать и поддерживать интерес ребенка на протяжении
всех лет обучения, путем использования естественной среды и путем создания
искусственной языковой среды и разнообразия коммуникативных задач.
Процесс обучения
русскому языку будет эффективным, если он строится с учетом возрастных
особенностей детей. У детей дошкольного возраста преобладает непроизвольный вид
внимания и памяти. Это значит, что они хорошо запоминают то, что им интересно.
Поэтому каждое занятие
должно быть праздником для детей – праздником общения на русском языке с
воспитателем, друг с другом, со сказочными персонажами. Этому призваны помочь
предложенный в сборнике интересный сюжет занятия, разнообразные пальчиковые,
подвижные, дидактические игры, интересные физкультминутки, музыка, варьирование
приемов и средств обучения.
Обучение
устной речи
Обучение говорению и
аудированию осуществляется только в общении, которое протекает в форме диалога
воспитателя с ребенком, диалога детей с игрушками по ходу игры, со сказочными
персонажами и т.д.
Все речевые образцы,
предназначенные для говорения и аудирования, вводятся в игровых ситуациях, в
ситуациях каждодневного общения.
Обучение диалогической
речи направлено на развитие умений задавать вопросы и отвечать на них, выражать
согласие и несогласие.
Овладение устной речью
проходит с помощью активного использования игры как методического приема.
Обучение
фонетической, грамматической и лексической сторонам устной речи:
- имитация или
подражание, когда дети учатся произносить звуки и звукосочетания, подражая
воспитателю;
- объяснение и показ артикуляции;
- сопоставление звуков
русского языка со звуками родного языка.
С целью преодоления
фонетических трудностей в старшем дошкольном возрасте воспитатель может
проводить упражнения типа «фонетической зарядки».
Фонетические упражнения
можно выполнить как на занятиях, так и вне занятий.
Специфика дошкольного возраста состоит в том,
что фонетические особенности второго языка могут быть постигнуты и без
специальных упражнений, когда речевой аппарат разовьется соответствующим
образом. Нужно только, чтобы ребенок слышал русскую речь с хорошим
произношением, чтобы он сам имел возможность говорить и участвовать в общении,
добиваться своего методом проб и ошибок. На становление звуковой системы
русского языка у дошкольника уходит от 3 до 12 месяцев.
Лексика вводится
постепенно большими тематическими группами и отрабатывается в различных играх.
Слова вводятся не изолированно, а в сочетании с другими словами или в
осмысленной ситуации в игре.
Обучение грамматике
представляет определенные трудности. Овладение грамматическими навыками
строится на базе речевых образцов с использованием принципа аналогии с родным
языком.
Ребенок должен
осознать, что любой язык строится по своим законам, которые необходимо
соблюдать, чтобы высказывание было понятно.
Для этого можно использовать
специально разработанные грамматические игры, сказки, истории и стихотворения.
Важным является
соблюдение этапности речевых навыков и умений. Ребенок воспринимает новое
языковое явление, воспроизводит под руководством воспитателя, включает это
языковое явление в свою речь в процессе игр, заданий, речевых упражнений.
Воспитательно-образовательный
процесс обучению детей русскому языку
предлагаем организовать следующими способами:
- ведется специальное
обучение на занятиях 2 раза в неделю, в I
половине дня, длительность занятий от 20 до 30 минут, в зависимости от возраста
детей;
- в режимные моменты, в
ходе свободных игр, в непосредственном общении с детьми коммуникативно вводятся
и ситуативно активизируются речевые конструкции разговорной речи;
- индивидуально, с
малой группой, с подгруппой, со всей группой ведутся беседы по интерактивным
играм и игрушкам, иллюстрированным книгам, рассматривают игрушки, играют в
настольно-печатные игры (типа лото и др.);
- перед едой, перед
сном читают, обсуждают, выучивают стихи и песенки, слушают русскую народную,
детскую, классическую музыку;
- детям показывают
спектакли кукольного театра, играют в подвижные игры на русском языке;
- занятия разными
видами деятельности (в частности, музыкальное, физкультурное занятия, ручной
труд) можно проводить чередуя русский и
родной языки.
- в детском саду
проводятся праздники, связанные с русским языком и культурой.
Основные задачи
речевого развития:
· Воспитание
звуковой культуры речи.
· Словарная работа.
· Формирование
грамматического строя речи.
· Развитие связной речи: диалогической и монологической.
· Подготовка к обучению
грамоте.
· Воспитание интереса и
любви к художественному слову.
Ранее
обучение русскому языку создаёт прекрасные возможности для того, чтобы вызвать
интерес к языковому и культурному многообразию Республики Дагестан и России,
Уважение к Языку и культуре русского народа, способствует развитию
коммуникативно-речевого такта. Для овладения языками раннее детство
рассматривается как наиболее благоприятный период. Рабочая программа
разработана с учётом особенностей обучения дошкольников русскому языку в
национальном детском саду.
Цель : раскрыть основные возможные
направления в обучении детей дошкольного возраста русскому языку.
Задачи :
определить возможности дошкольников
в области изучения русского языка.
раскрыть основные цели и задачи
обучения русскому языку детей дошкольного возраста.
раскрыть основные методы обучения
русскому языку дошкольников.
Известно, что возможности раннего
возраста в овладении иноязычной речью поистине уникальны. Еще К. Д. Ушинский
писал:" Дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном
языке, как не может приучиться в несколько лет".
В соответствии с законом Республики
Дагестан «О государственных языках РД и других языках в Республике Дагестан» (№
44 от 27.07.2004, приказами Министерства образования и науки РД, «Программой
воспитания и обучения в детском саду» ( в дошкольных учреждениях, начиная с 4 -
летного возраста, проводится обучение второму государственному языку: для
русско - язычных детей - аварскому языку, для детей - аварцев - русскому.
Материалы для изучения
русского языка татароязычными детьми
I. Материалы для обучения
II. Материал для формирования языковой среды
Сборник детских художественных произведений для воспитателей и родителей
Комплекты аудиоматериалов (песни, танцы)
Комплекты видеоматериалов (учебные мультфильмы)
Состав учебно-методических комплектов (УМК):
I. Материалы для обучения
Рабочие тетради для детей
Методические рекомендации и пособия для воспитателей
П. Материал для формирования языковой среды
Сборники детских художественных произведений для воспитателей и родителей
Комплекты аудиоматериалов (песни, танцы)
Комплекты видеоматериалов (телепередачи, учебные мультфильмы):
а) переведенные с русского языка
б) вновь созданные на аварском языке
Структура занятия может быть
следующей:
- организационный момент;
- лексика - закрепление слов,
изученных на предыдущем занятии, введение новой лексики;
- фонетика - артикуляция звуков
русского языка, произношение звуков в русских словах, игры и упражнения на
закрепление звуков;
- связная речь - рассматривание
сюжетных картин, беседа и составление рассказов по образцу, данному
воспитателем; составление описательных рассказов; рассказы о событиях личной
жизни, пересказ художественных произведений;
- грамматика - игры и упражнения на
усвоение грамматических форм (род, число, падеж) русского языка;
-игры и упражнения на закрепление
темы; заучивание стихотворений, рифмовок; рассказывание сказок и т. д.
Все основные методы обучения
подкрепляются на занятиях соответствующими наглядными примерами - показом
предметов, картинок, игрушек, муляжей и т. д. Чтобы русское слово вошло в
память ребенка без перевода на родной язык, необходимо подключать не только
зрение и слух (название предметов, но и осязание (потрогать предмет, обоняние
(понюхать, вкус. Наглядное обучение помогает сознательному и прочному усвоению
русского языка детьми. Демонстрация предметов в натуре или их изображений на
картине делает занятие живым, интересным.
В центре внимания воспитателя должна
постоянно находиться работа по формированию и совершенствованию у детей умений
и навыков правильного русского произношения, устранению имеющихся недостатков.
На каждом занятии должно проводиться 2 - 3-х минутное фонетическое упражнение,
направленное на развитие фонематического слуха детей, выработку
произносительных умений и навыков. Такое упражнение может проводиться в форме
игр «Эхо», «Часы», «Цепочка» и др., рекомендуемых программой.
Для закрепления новых слов на каждом
занятии широко используются разнообразные игровые упражнения и ситуации. (Вот к
примеру, игра «Расставим кукле мебель» (закрепление названий предметов мебели).
На столе у воспитателя - кукла, детская мебель, машина. Воспитатель: «Дети,
наша кукла Маша переехала на новую квартиру. Она купила себе новую мебель.
Мебель привезли на машине. Поможем Маше разгрузить мебель» (вызывает по очереди
детей и предлагает им найти в машине нужную вещь). Эффективный метод обогащения
словарного запаса детей -игры- драматизации по сюжетам стихотворений, русских
народных сказок, произведений русских писателей, которые способствуют
закреплению новой лексики, формирование умения строить диалог и связные тексты.
В таких играх хотят участвовать даже молчаливые, малоактивные дети. Также дети
легко усваивают лексику и грамматику, драматизируя эти сказки на русском языке.
На занятиях обучение лексической
стороне речи строится преимущественно с опорой на наглядность: игрушки,
картинки, изображение действий, жесты, мимика. Словарный запас включает лексику
по темам, хорошо известным детям в их повседневной жизни («Игры и игрушки»,
«Семья», «Дом», «Животные» и т. д.) Отобранная лексика носит конкретный
характер. В основном дети узнают названия предметов материального мира,
название типичных действий и признаков предметов, которые им уже знакомы на
родном языке. Лексика вводится постепенно большими тематическими группами и
отрабатывается в различных играх. Слова вводятся не изолированно, а в сочетании
с другими словами или в осмысленной ситуации в игре.
Обучение грамматике представляет
определенные трудности. Овладение грамматическими навыками строится на базе
речевых образцов с использованием принципа аналогии с родным языком. Ребенок
должен осознать, что любой язык строится по своим законам, которые необходимо
соблюдать, чтобы высказывание было понятно. Для этого можно использовать
специально разработанные грамматические игры, сказки, истории и стихотворения.
Важным является соблюдение этапности речевых навыков и умений. Ребенок
воспринимает новое языковое явление, воспроизводит под руководством
воспитателя, включает это языковое явление в свою речь в процессе игр, заданий,
речевых упражнений.
Работу по обучению русскому языку
проводим и в свободное от занятий время.
С целью: продолжать развивать
интерес к изучаемому языку и желание говорить на нем; закреплять те умения и
навыки русской разговорной речи, которые дети получили на занятиях; проводить
индивидуальную работу с детьми; вводить некоторые новые слова и выражения в
естественной ситуации. Большие возможности для этого предоставляют прием детей,
утренняя гимнастика, умывание, одевание, игры, инсценировки, прогулки.
Работа с родителями проводится в
форме род. собраний, консультаций, мастер –классов, тематических недель, дней
открытых дверей, открытых просмотров. В течение года родители принимают
активное участие в подготовке праздников, различных мероприятий. Для родителей
оформлены родительские уголки, где имеется информация по интересующимся
вопросам обучения русскому языку.
Возрастные особенности в речевом развитии
детей старшей группы
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая
сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные
звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при
чтении стихов в сюжетно- ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется
грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно
занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются
синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать
по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого
возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности;
структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной
деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в
конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных
способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте
характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления
сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления,
комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются
умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь,
образ Я.
Содержание
психолого-педагогической работы по
освоению
образовательных областей «Социально-коммуникативное
развитие»,
«Речевое развитие»
Содержание
образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» «Речевое
развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и
средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
• развитие
свободного общения со взрослыми и детьми;
• развитие всех
компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи,
произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической
форм) в различных формах и видах детской деятельности;
•
практическое овладение воспитанниками нормами.
Развитие свободного общения со
взрослыми и детьми
Продолжать развивать речь как
средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего
мира.
Поощрять попытки делиться с
педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник
полученной информации (телепередача, рассказ взрослого, посещение выставки,
детского спектакля и т.д.).
Учить детей решать спорные
вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Учить строить высказывания.
Развитие всех компонентов устной
речи, практическое овладение нормами речи
Формирование
словаря
Обогащать речь детей
существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными,
характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими
взаимоотношения людей, их отношение к труду.
Упражнять в подборе
существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел), слов со сходным
значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением(слабый —
сильный, пасмурно — солнечно).
Помогать детям употреблять слова
в точном соответствии со смыслом.
Звуковая
культура речи
Закреплять правильное, отчетливое
произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по
артикуляции и звучанию согласные звуки: с— з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш,
ж — з, л — р.
Продолжать развивать фонематический
слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Отрабатывать интонационную
выразительность речи.
Грамматический
строй речи
Совершенствовать умение
согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш,
трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка - зеленое брюшко).
Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в
чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.
Знакомить с разными способами
образования слов (сахарница, хлебница, масленка, солонка; воспитатель, учитель,
строитель).
Упражнять в образовании
однокоренных слов (медведь - медведица - медвежонок - медвежья), в том числе
глаголов с приставками (забегал - выбежал - перебежал).
Помогать детям правильно
употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном
падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в
сравнительной степени; несклоняемые существительные.
Формировать умение составлять по
образцу простые и сложные предложения.
Совершенствовать умение
пользоваться прямой и косвенной речью.
Связная
речь
Развивать умение поддерживать
беседу.
Совершенствовать диалогическую
форму речи. Поощрять попытки вызывать свою точку зрения, согласие или
несогласие с ответом товарища.
Развивать монологическую форму
речи.
Формировать умение связно,
последовательно и выразительно пересказать небольшие сказки, рассказы.
Формировать умение (по плану и
образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять
рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Развивать умение составлять
рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
Формировать умение составлять
небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Примерное распределение тематического материала
по обучению русскому языку детей 5-7 лет
Тема, количество занятий |
Лексический материал |
Грамматический материал |
Образцы диалогов |
Стихи, песни, мультфильмы |
Игры |
|||||
Активный словарь |
Пассивный словарь |
|||||||||
Игры и игрушки 19
занятий |
Карандаш, телефон, флажок, ли- сичка, слон, петушок,цып-лята,нева-ляшка,ведро, правая, левая, кубик, ша- рик, барабан, мяч,большой, маленький, игрушки, много, один, там, тут,нор-мально,
от-лично,дай, пожалуйста, спасибо |
Возьми(те), нарисуй(те), подойди(те), положи(те), скажи(те), посади, на- день, сними, слушай(те), какой, цвет, принесли, называем, поиграем, поедем в гости,спря-тался, пол- ка, секрет, конверт, поешь, громко |
Порядковый счет, вопросительные предложения со словами кто?, что?,что делает?, где?, какой?, чей?, образование имен суще- ствительных множественного числа,согласова-ние имен сущес-твительных
с прилагательны-ми |
- Где машина? - На столе. - Ты купил крас- ную машину? - Нет, я купил зе- леную машину. - Это чей барабан? - Это мой барабан. _ Что ты видишь? — Я вижу самолет. - Где игрушки сто- ят? - На столе. - Кукла или ку- клы? -
Куклы. |
«Спят усталые игрушки...», «Мы едем, едем, едем...», «Кошкин дом», «Петушок», «Вышел зайчик погулять...», «Зайка и ушки», «Игрушки», «Где мой паль- чик?», «Зайка беленький си- дит». |
«Мячик новый есть у нас», «Ка- русель» «День - ночь», «Лошад- ки», «Два Мо- роза»,«Один - много»,«Магазин игрушек», «Кто что купил», «Я и мы», «Со- считай», «Кто больше азовет», «Что пропало?», «Поле чудес», «Круг - кру- жочек», «Пету- шок», «Поезд», «Собери картин- ку», «Заинька, попляши». |
||||
Тема, количество занятий |
Лексический материал |
Грамматический материал |
Образцы диалогов |
Стихи, песни, мультфильмы |
Игры |
|||||
Активный словарь |
Пассивный словарь |
|||||||||
Дом, в котором я живу 24 занятия |
Дом, крыша, стена, дверь, окно, труба, семья, большая, маленькая, папа, мама, дедушка, бабушка, мальчик, девочка, брат, сестра, очки, тюбетейка, платок, молоток, умывается, моет, рисует, играет, читает, смотрит, спит, варит, красивая, хорошая |
Песенка, покажи(те), посмотри(те), видишь, назови(те), поиграем, дадим, утром, днем, вечером, но- чью,бери(те), работает, хо- рошо,загадка, конверт, моем, обедают, завтракают, ужинают, считалка, добро пожаловать, пальчики, спать,лежать, сидеть, спальня, зал, кухня |
Множественное число имен существитель-ных,
согласова-ние имен сущес-твительныхс глаголами настоящего времени,согла-сование числи- тельных с име-намисуществи-тельными, согласование вопросительных местоимений чей?, чья? и притяжательных местоимений мой, моя, твой, твоя с именами сущес-твительными в единственном
числе |
- У кого есть бабуш- ка? - У меня. - Кого ты видишь? - Я вижу маму. - Кому дадим очки? - Бабушке. - Мальчик большой? - Нет, мальчик ма- ленький. - Что мальчик дела- ет днем? -Играет. - Чья мама? - Моя мама. - У меня стол. А у тебя стол? - Нет. У меня не стол. - Кто здесь живет? - Здесь живет мама - Где живет кошка? -
Кошка живет там. |
«Моя мамочка», «Золотая свадьба», «Танец веселых утят», «Собрались все дети в круг». Мультфильмы: «Волк и семеро козлят», «Мама для Мамонтенка», «Мойдодыр», «Два веселых гуся». |
«Мы топаем ногами», «Три медведя», «Теремок», «Карусель», «Как живешь?», «Положи свое слою в шкатулку», «Кому дадим?», «Перевернутые картинки», «Кто что делает?», «Чудесный мешочек», «Кто ушел?», «Милый маленький бычок», «Кто какой», «Волшебная палочка», «Мебель», «Кто приехал?», «Есть или нет?», «Домики» |
||||
Тема, количество занятий |
Лексический
материал |
Грамматический материал |
Образцы
диалогов |
Стихи,
песни, мультфильмы |
Игры |
|||||
Активный словарь |
Пассивный словарь |
|||||||||
Посуда и продукты питания 10
занятий |
Посуда, чайная, столовая, ведро, кас-трюля, сковородка, терка,полов-ник,варят, жарят,мали-на,макароны,лук,
кисель, чай, кофе, повар, каша, печенье, конфеты, стакан, та-релка,салат, суп,ложки, вилки, угощаю |
День рождения, подарок, поздравляем, чаепитие, каравай, еда, готовит, приятного аппетита, напоим, угощение, познакомим-ся, поздрав-ляем, прие-хали, пить |
Согласование в роде и числе имен существи- тельных и прилагательных, предложения с вопроситель-ными словами чем?, где?, сколько?, формы роди-тельного падежа имен существи-тельных, отвечающих на вопросу кого? (у меня, у мальчика и т.д.) |
- Где лежат ложки? - На столе. - Сколько чашек на столе? - На столе три чашки. - Что ты купил в магазине? - Я купил тарелку. - У кого большая тарелка? - У
меня (у Азата). |
«Танец маленьких утят», «Голубой вагон», «Мы едем, едем, едем», «Каравай», «Зайка беленький сидит». Мультфильмы: «Три медведя», «Федорино горе», «Горшок ши». |
«Будь внимателен», «Напоим куклу чаем», «Один - много», «Магазин», «Цепочка», «Как живешь», «Поезд», «Заказ по
телефону». |
||||
Тема, количество занятий |
Лексический материал |
Грамматический материал |
Образцы диалогов |
Стихи, песни, мультфильмы |
Игры |
|||||
Активный словарь |
Пассивный словарь |
|||||||||
Одежда
и обувь 9
занятий |
Осенняя одежда, летняя одежда, зимняя одежда, одевает, снимает, одел,
снял, обувь, воротник, карман, пояс,
юбка, рукава, нужна, шляпа и другие названия предметов одежды |
Кокошник,
националь-ный костюм,
блузка, катушка,
ткань, иголки,
ножни- цы,
продукто- вый
магазин, обувной
мага зин,
мебельный магазин,
ма- газин
одежды, магазин
игру- шек,
добрая, ласковая, зимой,
летом, носит,
одета, поможем |
Согласование
имен Существитель-ных
с именами прилагательными
в роде и числе, притяжательные местоимения
мой, моя, мое, предложения
с вопросительным словом кому?, формы
родительного падежа
личных местоимений
с предлогом
у (у нее, у него, у нас, у вас), глаголы, обобщающие слова |
- Кому
дадим пла- тье? -
Девочке. - Кто к
нам приле- тел? - К нам
прилетели гномики. - У вас
есть крас- ная
юбка? - У нас
нет красной юбки. - Что
делает маль- чик? -
Мальчик надевает куртку. |
«На
полянку жук
влетел», «Голубой
вагон», «Мы едем,
едем». Мультфильмы: «Белоснежка
и семь
гномов», «Золушка», «Три
медведя». |
«Что
можно на- деть
зимой, а что летом?», «Волшебная
па- лочка», «Один -
много», «Покажи и
скажи: где?», «Подбери
пра- вильно», «Мой,
моя, мое», «Цепочка», «Что
нужно для работы», «В
магазине», «Добавь
словеч- ко», «Чудесный
ме- шочек», «Гномики», «Начинаем
мы играть»,
«Заказ по
телефону», «Котята
и Бар- бос», «Веселый
кубик». |
||||
Тема, количество занятий |
Лексический материал |
Грамматический материал |
Образцы диалогов |
Стихи, песни, мультфильмы |
Игры |
|||||
Активный словарь |
Пассивный словарь |
|||||||||
Домашние и дикие животные 14
занятий |
Корова - теленок, ло- шадь - же- ребенок, рыба, плы- вет, лает, до- машняяпти- ца, домаш- ние живот- ные, дикие животные, гусь-гусе-нок, утка - утенок, индюк - ин- дюшонок, ворона, пьет, лес, вставай, дерево, ежа, белка |
Посмотри(те),узнали, не знаю, слева, справа, дру- зья, загадки, кого нет, сильный, косолапый, гуляют, просыпайся, посади, жи- вет, посмотрим мультфильм, назови(те), давай давайте, лает, хочет, потерял |
Согласование существитель-ных и местоиме-ний с
прила- гательными в роде ичисле (это большой медведь и т.д.), вопросительные местоимения чей?,чья?, где?, кому? и т.д., предлоги «в» и «на»,глаголы, обобщающие
слова |
- Кто плавает в озере? - Рыба. - Кто лает? - Собака лает. - Я беру собачку, а ты? - Я тоже беру со- бачку и т.д. - Это кто кричит? - Это гусь. - Что растет в лесу? - Деревья. - Где живет лиса? - В лесу. — Под какой ел- кой сидит большой заяц? - Под
большой (под высокой). |
«Петушок», считалка «Дома баба, дома дед», «Мы ладошку к ладошке сложили», «На полянку жук влетел», «Вышла курочка гулять», «Два веселых гуся». Мультфильмы: «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Колобок». |
«Маленький бычок», «Найди маму по голосу», «Котята и Барбос», «Большие и маленькие», «Да - нет», «Кто что делает?», «Найди маму», «Цыпленок», «Сложи картинку», «Насос», «Гусенок», «Рассели животных», «Кого не стало», «Волшебные слова»,
«Зайцы и волк», «Замри». |
||||
Тема, количество
занятий |
Лексический материал |
Грамматический материал |
Образцы
диалогов |
Стихи, песни, мультфильмы
|
Игры |
|
Активный словарь |
Пассивный словарь |
|||||
Сад и огород 9
занятий |
Овощи, сладкий, вкусный, круглая, овальная, круг,
овал, огурчик, кабачок, фрукты, сад,
огород, яблони, вишни, сливы, растет, груши,
сок, компот, варенье |
Вершки, корешки, фруктовые, горький, деревья, грядки, кому
дадим, просит есть |
Согласование
имен числительных с
именами существительными, согласование
имен существительных
с именами
прилага- тельными
в роде и числе, предложения
с вопросительными словами кому?, где?, у кого?, куда?, обобщающие слова |
- Чем
ты хочешь угостить
зайчика? - Я
хочу угостить зайчика
морковкой. - Кто
стоит за дедом? - Бабка - Что
растет на грядках? -
Капуста, морковь и т.д. - Кому
дадим капусту? -
Капусту дадим козе. |
«В
огороде мы гуляли»,
рус- ская
народная сказка
«Репка», русская
народ- ная
музыка «Ах, вы
сени, мои
сени», «Вот
какие зай- ки», «Урожайная». Мультфильм «Корешки
и вершки»
или «Мужик
и мед- ведь». |
«Собираем
ово- щи», «Узнай
по вку- су»,
«Как жи- вешь?»,
«На что похоже?»,
«Чу- десныймешо- чек»,
«Кому что
дадим?», «Большой
- ма- ленький», «Возьми
такой же»,
«Вершки и корешки»,
«По- езд», «В
гостях», «Один -
много», «Раздели на две группы», «Лиса и зайцы», «Переводчики», «Веселый кубик», «Три медведя». |
Тема, количество занятий |
Лексический
материал |
Грамматический
материал |
Образцы
диалогов |
Стихи,
песни, мультфильмы |
Игры |
|
Активный словарь |
Пассивный словарь |
|||||
Транспорт 9 занятий |
Легковая машина, грузовая машина, водитель, шофер, кузов, кабина, едет, руль, колесо, автобус, самолет, вертолет, летит, гараж, летчик, лодка, пароход, капитан, плывет, трактор, комбайн, дорога, тракторист, комбайнер, поезд, вагон, паровоз, машинист |
Для перевозки людей, водит, груз, салон, ремонт, транспорт, пассажир, продавец, покупатели, посылка, правильно, лишний, зачеркни, сядем, поедем |
Единственное и множественное число имен существительных, согласование имен существительных с прилагательными в роде и числе, притяжательные местоимения мой, моя, предложения с вопросительным словом у кого?, формы родительного падежа личных местоимений с предлогом у(у нее, у него, у меня) |
- У тебя какая машина? - У меня зеленая легковая машина. - Азат, у тебя что? - У меня грузовая машина. - Кто управляет самолетом? - Летчик. - Что ты купил? - Я купил вертолет. - Кто купил автобус? и т.д. - Азат купил автобус. |
«Мы едем, едем, едем...», «Голубой вагон», «Машина». Мультфильм «Паровозик из Ромашково». |
«Разрезные кар- тинки», «Будь внимате- лен», «Поезд», «Гараж», «Угадай звук», «Веселый кубик», «Водители автобусов», «Автомагазин», «Цветные автомобили», «Починим автобус», «Цепочка», «Мяч лови, действие назови», «Один - много», «Самолеты», «Выбери правильно», «Кто что купил». |
Комплексно тематическое планирование
по обучению русскому языку детей 5-7 лет
Задания
для проверки усвоения учебного материала по русскому языку в старшей группе в
начале учебного года.
Задание 1.
Как
тебя зовут?
А)отвечает 2-3 словами – 3 балла
Б)ответ одним словом – 2 б.
В)отвечает по-татарски – 1 б.
Задание 2.
Где
ты живешь?
А)отвечает 2-3 словами – 3 балла
Б)ответ одним словом – 2 б.
В)отвечает по-татарски – 1 б.
Задание 3.
Сколько
тебе лет?
А)отвечает 2-3 словами – 3 балла.
Б)ответ одним словом – 2 б.
В)отвечает по-татарски – 1 б.
Задание 4.
Кто
живет в твоей семье?
А)отвечает 3-4 словами – 3 балла.
Б)ответ 2-3 словами – 2 б.
В)отвечает по-татарски – 2 б.
Задание 5.
Назови
во множественном числе слова:(части тела,посуда,одежда)
А)правильно образует формы во множественном числе –
3 балла.
Б)допускает ошибки – 2 б.
В)затрудняется в образовании мн.ч. – 1 б.
Задание 6.
Назови
одним словом. Назови по картине каждый предмет отдельно, затем объедини близкие
по назначению предметы и назови одним словом.
А)отвечает все правильно – 3 балла.
Б)допускает ошибки – 2 б.
В)отвечает по-татарски – 1 б.
Задание 7.
Ставятся
предметы, ребенок определяет их цвет и другие признаки.
А)отвечает 3-4 словами – 3 балла.
Б)ответ 2-3 словами – 2 б.
В)отвечает по-татарски – 1 б.
Задание 8.
Показывается
5 рисунков, определяется их название, проверяется произношение звуков.
А)произносит все звуки правильно – 3 балла.
Б)неправильно произносит 2 звука – 2 б.
В)неправильно произносит 3-4 звука – 1 б.
Задание 9.
Ребенок
рассказывает стихотворение.
А)произносит все звуки, слова правильно – 3 балла.
Б)выполняет задание наполовину – 2 б.
В)затрудняется ответить – 1 б.
Задание 10.
Показывается
сюжетная картинка, по которой надо составить рассказ.
А)составляет простой рассказ с 2-3 предлож. – 3
балла.
Б)составляет простой рассказ с 2 предлож. – 2 б.
В)составляет простой рассказ с 1 предлож. – 1 б.
Задания
для проверки усвоения учебного материала по русскому языку
в
старшей группе на конец учебного года.
Задание 1.
Как
тебя зовут? Сколько тебе лет?
А) отвечает 2-3 словами – 3 балла.
Б) ответ одним словом – 2 б.
В) отвечает по-татарски – 1 б.
Задание 2.
Где
ты живешь?
А) отвечает 2-3 словами – 3 балла.
Б) ответ одним словом – 2 б.
В) отвечает по-татарски – 1 б.
Задание 3.
Показывается
4-5 рисунков, названия которых надо произнести по-русски.
А) называет все правильно – 3 балла.
Б) 2-3 правильных ответа – 2 б.
В) 1 правильный ответ – 1б.
Задание 4.
Ставятся
игрушки, ребенок определяет их цвет и другие признаки. Мяч (шар) какой? Кукла
какая?
А) отвечает 2-3 словами – 3 балла.
Б) ответ одним словом – 2 б.
В) отвечает по-татарски – 1 б.
Задание 5.
Показывается
5 рисунков, определяется их название, проверяется произношение звуков и слов.
А) произносит все звуки правильно – 3 балла.
Б) неправильно произносит 2 звука – 2 б.
В) неправильно произносит 3-4 звука – 1 б.
Задание 6.
Ставятся
одинаковые предметы, определяется их количество (5пр).
А) считает правильно – 3 балла.
Б) допускает ошибки – 2 б.
В) считает по-татарски – 1 б.
Задание 7.
Ставятся
сюжетные картинки, ребенок отвечает на вопросы:Что делает мальчик?Что делает
девочка(кукла)?
А) отвечает на вопросы – 3 балла.
Б) отвечает на 2 вопроса – 2 б.
В) отвечает на 1 вопрос – 1 б.
Задание 8.
Перевести
предложения с татарского на русский язык.
А) предложения составляет правильно – 3 балла.
Б) предложения составляет неправильно – 2 б.
В) затрудняется ответить – 1 б.
Задание 9.
Ребенок
рассказывает стихотворение.
А) выполняет задание правильно – 3 балла.
Б) выполняет задание наполовину – 2 б.
В) затрудняется ответить – 1 б.
Задание 10.
Показывается
кукла, о которой надо рассказать.
А) составляет простой рассказ с 2-3 предлож. – 3
балла.
Б) составляет простой рассказ с 2 предлож. – 2 б.
В) составляет простой рассказ с 1 предлож. – 1 б.
Задания
для проверки усвоения учебного материала по русскому языку в старшей группе в
начале учебного года.
Задание 1.
Как
тебя зовут? Сколько тебе лет?
А) отвечает 2-3 словами – 3 балла.
Б) ответ одним словом – 2 б.
В) отвечает по-татарски – 1 б.
Задание 2.
Где
ты живешь?
А) отвечает 2-3 словами – 3 балла.
Б) ответ одним словом – 2 б.
В) отвечает по-татарски – 1 б.
Задание 3.
Показывается
4-5 рисунков, названия которых надо произнести по-русски.
А) называет все правильно – 3 балла.
Б) 2-3 правильных ответа – 2 б.
В) 1 правильный ответ – 1б.
Задание 4.
Ставятся
игрушки, ребенок определяет их цвет и другие признаки. Мяч (шар) какой? Кукла
какая?
А) отвечает 2-3 словами – 3 балла.
Б) ответ одним словом – 2 б.
В) отвечает по-татарски – 1 б.
Задание 5.
Показывается
5 рисунков, определяется их название, проверяется произношение звуков и слов.
А) произносит все звуки правильно – 3 балла.
Б) неправильно произносит 2 звука – 2 б.
В) неправильно произносит 3-4 звука – 1 б.
Задание 6.
Ставятся
одинаковые предметы, определяется их количество (5пр).
А) считает правильно – 3 балла.
Б) допускает ошибки – 2 б.
В) считает по-татарски – 1 б.
Задание 7.
Ставятся
сюжетные картинки, ребенок отвечает на вопросы:Что делает мальчик?Что делает
девочка(кукла)?
А) отвечает на вопросы – 3 балла.
Б) отвечает на 2 вопроса – 2 б.
В) отвечает на 1 вопрос – 1 б.
Задание 8.
Перевести
предложения с аварского на русский язык.
А) предложения составляет правильно – 3 балла.
Б) предложения составляет неправильно – 2 б.
В) затрудняется ответить – 1 б.
Задание 9.
Ребенок
рассказывает стихотворение.
А) выполняет задание правильно – 3 балла.
Б) выполняет задание наполовину – 2 б.
В) затрудняется ответить – 1 б.
Задание 10.
Показывается
кукла, о которой надо рассказать.
А) составляет простой рассказ с 2-3 предлож. – 3
балла.
Б) составляет простой рассказ с 2 предлож. – 2 б.
В) составляет простой рассказ с 1 предлож. – 1 б.
Задания
для проверки усвоения учебного материала по русскому языку в старшей группе на
конец учебного года.
Задание 1.
Рисунок
1. Вопросы: Кто это? Что у девочки? Что у мальчика?
Что делает девочка? Что делает мальчик? У кого кукла? У кого кубики? Где лежит
мяч? Кукла, какая? Машина стоит или лежит? Какого цвета кубики? Сколько кубиков
у мальчика? Сколько кубиков на полу? Еще, что есть в комнате?
Задание 2.
Рисунок
2. Вопросы: Кто это? Что это? Какого цвета корова
(куры)? Кто лежит(спит, сидит, ест)? Кто на дереве (под деревом)? Сколько детей
у кошки? Как называются дети кошки? Какого цвета собака(птицы)?
Задание 3.
Рисунок
3.Вопросы: Это что? Кто в комнате(за столом, на диване, около
телевизора, на полу)? Что у дедушки (девочки, у мальчика)? Что делает дедушка (девочка,
мама, папа, бабушка, мальчик, кошка)?Кто читает газету (несет чайник, пьет чай,
смотрит телевизор, играет)? Что есть в комнате? Что есть на столе?
Задание 4.
Рисунок
4.Вопросы: Что это? Кто в лесу? Кто лечит зверей? Что делает
доктор? Кому дает доктор лекарство? Что болит голова, лапки, зубы? Кто пришел к
доктору? Доктор сидит или стоит?
Задание 5.
Рисунок
5.Вопросы: Кто это? Кто сидит за столом? Кто идет к столу? Что
ест мышка? Что несет кот (петух, зайка)? Кто любит морковку (хлеб, сыр,
молоко)? А что ты любишь?
Задание 6.
Рисунок
6.Вопросы: Что это? Кто живет в доме? Что делает девочка? Что
есть в доме? Где цветок? Какого цвета (диван, стол, ковер, лампа)?Что на столе
(на тарелке, на диване, на полу, на окне)? Что на стуле? Где кукла (подушка, картина,
ковер, лампа, тарелка, яблоко)? Где окно? Окно открыто или закрыто? Кто
поливает цветы? Тарелка на окне? Яблоко на диване? Подушка на диване? Кукла
поливает цветы?
Задание 7.
Рисунок
7.Вопросы:Это что? Какого цвета пальто, шапка, шарф и т.д. что
на картине красного (зеленого, черного)? Покажи где пальто?
Задание 8.
Рисунок
8.Вопросы: Кто это? Что несет мальчик (девочка, бабушка)? У
кого фрукты? У кого овощи? Что на этой тарелке? Какого цвета помидор(яблоко,
груши)?Что ты любишь?
Задание 9.
Рисунок
9.Вопросы: Кто здесь? Что здесь? Кто сроит дом? Что делают
строители? Кто ведет машину? Что в машине? Что делает шофер? Кто везет кирпич?
Задание 10.
Рисунок
10.Вопросы:Что это? Кто в поле? Кто ведет трактор?
Кто пришел в поле? Что делают дети? Это что? Кто доит коров? Что делают доярки?
Задание 11.
Рисунок
11.Вопросы:Кто ловит рыбу? Кто плывет на пароходе?
Кто летит на самолете?
Задание 12.
Рисунок
12.Вопросы:Что это? Что и кто на улице? Это какая
улица? Что едет по улице? Кто идет по улице? Покажи где дома (деревья,
автобус)? Что продают в магазине?
Задание 13.
Рисунок
13.Вопросы:Что это? Это город? Покажи где дом, лес,
сад, и т. д.? Кто ест траву? Кто плавает в пруду? Что делают девочки? Девочки
идут домой или в лес? Что у девочек в корзинках? Что делает мальчик? Кто сидит
на скамейке?
Задание 14.
Рисунок
14.Вопросы:Что это? Кто здесь? Что делают дети? Что
делает девочка? Что делает учительница? Кто читает? Кто пишет на доске? Кто
пишет в тетради? Тетради открыты или закрыты? Где сидят дети? Где стоит учительница?
Где книги и карандаши?
Задание 15.
Рисунок
15.Вопросы: Что это? Кто это? Что делают дети? Кто
дает мальчику книгу? Кто моет руки, накрывает на стол, кладет игрушки в шкаф?
Что делают дежурные?
Задание 16.
Рисунок
16.Вопросы: Какое время года здесь? Какого цвета
деревья, трава? Что делают мальчики и девочки? Что делает этот человек? Ты
видишь снег? Кто играет на траве? Кто плавает в реке? Что ты делаешь летом? Это
зима или лето? Какого цвета лес, земля, речка? Что делает девочка? Кто играет в
хоккей? Ты видишь цветы? А почему ты не видишь траву, цветы?
Работа с родителями
№
п/п |
Содержание |
Сроки проведения |
1 |
Анкетирование
родителей на тему: «Нужно ли обучение ребенка русскому языку в детском саду». |
сентябрь |
2 |
Оформление передвижной папки: «Перечень мультфильмов, рекомендуемых детям
для просмотра, при обучении русскому языку». |
октябрь |
3 |
«Мамин день». Инсценировка сказку «Сказка о глупом мышонке». Разучивание
слов, песен, приготовление костюмов персонажей. |
ноябрь |
4 |
«Папы всякие важны»: разучивание стихотворений, песен на русском языке |
февраль |
5 |
Неделя русского языка. |
февраль |
6 |
« Мамин праздник». Участие в подготовке праздника: Разучивание стихотворений, песен на русском языке приготовление костюмов
для праздника. |
март |
7 |
Провести
открытые просмотры занятий. |
апрель |
8 |
Папка-
передвижка: «Речевое развитие современного ребенка». |
апрель |
9 |
Выступления
на родительских собраниях. |
в
течение года |
10 |
Проводить
индивидуальные консультации по вопросам родителей. |
в
течение года |
11 |
Привлекать
родителей к работе с детьми по рабочим тетрадям. |
в
течение года |
12 |
Информационный
стенд для родителей: «Изучаем русский язык». |
в
течение года |
13 |
Передвижка
на тему: «Пальчиковые игры» |
в
течение года |
14 |
Передвижка
на тему: «Наши любимые стихотворения» |
в
течение года |
15 |
Передвижка
на тему: «Игры и игровые упражнения для развития речи» |
в
течение года |
1.Учебно- наглядные пособия и
оборудование:
-Демонстационные
картины
-Раздаточные картины
-Разрезные картины
-Рабочие тетради
-Маски
-Аудио и видео
материалы
-Мультфильмы
-Презентации, анимации
2. Список средств применяемых в обучении:
-Магнитофон
- Ноутбук
-Мультимедейное оборудование
Примерные
диагностические задания для определения уровня усвоения дошкольниками русского языка как второго.
Диагностические
задания. СТАРШАЯ ГРУППА
|
Цель |
Содержание диагностического задания |
Критерии оценки |
|||
Словарный запас |
Выявить
уровень сформированности у детей словаря, владение обобщающими понятиями,
умение называть части и детали различных предметов, употреблять в речи
различные части речи: существительные, прилагательные,глаголы, наречия - в
рамках материала изученных лексических тем. |
Задание 1. Использование в речи
существительных, обозначающих детенышей домашних животных. Задание 2. Использование в речи существительных, обозначающих детали дома и части
транспорта. Воспитатель показывает ребенку изображение деревенского дома,
просит назвать части дома: крыша, стена, окно, дверь. Задание3. Воспитатель показывает ребенку разные виды транспорта, просит назвать
детали транспорта. |
3 балла - ребенок правильно называет всех детенышей, виды и части транспорта,
детали дома. 2 балла -
ребенок называет не всех детенышей, виды и части транспорта, детали дома. 1 балл -
отвечает только с помощью взрослого, договаривает начатое им слово. |
|||
Задание
4. Обобщающие понятия.
Называние предметов одним словом. -
Мяч,
машина, кукла - что это? (Игрушки.) -
Какие
игрушки ты еще знаешь? (Кубик, пирамидка, матрешка, барабан.) На усмотрение педагога в
таком порядке проверяются обобщающие понятия: «мебель», «овощи», «фрукты»,
«одежда». |
3 балла - ребенок самостоятельно называет обобщающие слова и добавляет к
названной группе 2-3 предмета. 2 балла - ребенок
при ответе пользуется помощью взрослого, называет не все обобщающие понятия.
1 балл -
отвечает только с помощью взрослого, договаривает начатое им слово. |
|||||
Задание 5. «Подскажи словечко». Воспитатель показывает предметные картинки с
изображением зимней и летней одежды, овощей и фруктов, видов транспорта. Воспитатель называет
предмет, ребенок должен сказать, какой он (цвет или размер): -
Огурец
зеленый. -
Лимон
желтый. -
Машина
большая. -
Машина
красная. -
Платье
белое и т. д. |
3 балла - самостоятельно
и правильно называет признак предмета. 2
балла-признаки предмета называет
частично (только цвет или только размер). 1 балл - постоянно использует помощь взрослого, затрудняется называть
признаки предметов. |
|||||
Связная речь |
Выявить уровень сформированности у детей
связной речи, умение ребенка отвечать на вопросы взрослого, используя
практически все части речи в рамках программы, умение составлять небольшой
рассказ по сюжетной картине, игрушке, пересказывать небольшие произведения пользоваться словами речевого этикета(«спасибо»,
«пожалуйста», «здравствуй(те)»). |
Задание
1. Рассматривание сюжетной картины «Семья»: -
Кто
нарисован на картине? - Мама. -
Что
делает мама? -
Что
делает папа? (Бабушка, дедушка, мальчик, девочка.) |
3 балла- ребёнок самостоятельно
отвечает на все вопросы, поставленные педагогом. 2 балла- ребёнок отвечает не на
все вопросы педагога, используется помощь ( начало ответа «Папа си… Мама
варит…». 1 балл- ребёнок отвечает только с помощью педагога,
ответы односложные. |
|||
Задание 2. Составление описательного рассказа по предметным картинкам
на тему «Домашние животные»: -
Кто это? -
Где
живёт? -Что любит? -
Как
называется детеныш? Задание
3. Рассматривание и описание игрушки. Перед ребенком ставится игрушка (кукла,
медведь). -
Что это?
- Кукла. -
Какая
она, большая или маленькая? -
Что
(части тела) есть у куклы? (Голова, руки, ноги, глаза, рот, нос.) -
Какая
одежда у куклы? (Белое платье, красные туфли и т. д.) |
3 балла- описание игрушки и описательный
рассказ по сюжетной и предметной картине ребенок составляет самостоятельно,
не нарушая порядок слов в предложении, использует правильные грамматические
конструкции. 2 балла
- рассказ составлен с помощью педагога (подсказки, напоминание элементов
сюжета). 1 балл - рассказ составлен по
наводящим вопросам с помощью педагога, наблюдается нарушение структуры
предложения. Обаллов - рассказ может составить на татарском языке. |
|||||
Задание 4. Составление рассказа о себе. Игровая ситуация «Незнайка
пришел с другом в гости». Сначала «друг» рассказывает о себе, потом ребенок
должен рассказать о себе: - Меня зовут (я) Гамзат, я мальчик. Мне 5 лет. У
меня есть мама, папа,
бабушка, дедушка. Я люблю банан, апельсин, яблоко |
3 балла-
рассказ о себе ребёнок составляет самостоятельно, не нарушая порядок слов в
предложении, использует правильные грамматические конструкции. 2балла-рассказ составлен с
помощью педагога (подсказки, напоминание элементов сюжета). 1 балл - рассказ составлен по
наводящим вопросам с помощью педагога, наблюдается нарушение структуры
предложения. |
|||||
Задание 5. Пересказ сказки «Репка» или
«Колобок» (по выбору педагога). |
3 балла- пересказ составлен самостоятельно,
полностью передавая содержание текста, соблюдается связность и
последовательность изложения. 2 балла- пересказ составлен с
незначительной помощью педагога (стимулирующие вопросы). 1 балл- пересказ составлен по наводящим вопросам
и подсказкам педагога. |
|||||
Грамматический строй речи |
Выявить
умения детей использовать в речи
существительные в единственном и множественном числе, согласовывать
существительные, местоимения с глаголами, прилагательными, порядковыми и количественными
числительными. |
Задание1.
Использование конструкции «Я вижу». Воспитатель на магнитную доску
прикрепляет картинки. Ребёнок предлагает игрушечный бинокль. Просит его
посмотреть в бинокль и рассказать о том, что он видит: -Я
вижу Мишку. (Тематику воспитатель определяет на свое усмотрение.) Воспитатель:
А ты видишь барабан? - Нет, не
вижу и т.д. |
3балла- ребёнок
правильно и самостоятельно согласует существительные и местоимения. 2 балла- затрудняется
в согласовании, допускает единичные ошибки. 1 балл- затрудняется
в согласовании, допускает множество ошибок. |
|||
Задание 2.
Сказка «Репка». Воспитатель показывает иллюстрации к сказке «Репка». -Кто живёт в этой сказке? Сколько их? Кто стоит
первый, кто второй и т.д. Задание3.
Умение понимать и использовать в речи притяжательные местоимения «мой, моя». Воспитатель
показывает предметы одежды (шарф,
шапка, кофта): -Чья
кофта? –Моя кофта (шапка, шарф). -Чья
мама? –Моя мама (бабушка). Задание 4.
Умение понимать и отвечать на вопрос «У кого?» Настольная игра: «Лото».
Воспитатель ведёт игру: -У
кого огурец? –У меня (ребёнок закрывает «окно»). Задание 5. Употребление
существительных с глаголами и местоимениями (по сюжетным картинам). Ребёнку
задают вопросы: -Что
мальчик делает? – Мальчик рисует. -Что
делает папа (мама, бабушка, дедушка, девочка)? -Что
делает Мишутка? (Сидит, спит, бежит, плачет, стоит.) |
3балла- ребёнок
правильно и самостоятельно согласует существительные и местоимения с
порядковыми числительными, глаголами, прилагательными. 2 балла- затрудняется
в согласовании, допускает единичные ошибки. 1 балл- затрудняется
в согласовании, допускает множество ошибок. |
|||||
Список
используемой литературы:
-Методическое пособие по обучению
русскому языку детей дошкольного возраста. Изучаем русский язык.
Авторы:
- Примерная основная
общеобразовательная программа
дошкольного образования «От рождения до школы» Под.ред..
-Хрестоматия для детского сада..
-Игровые технологии развития школьно-значимых функций у дошкольников.
УТВЕРЖДЕН:
Заведующая МКДОУ «В-батлухский детский сад»
Пайзулаева П.Н
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В МКДОУ
«В-батлухский детский сад»
2019г.